Второе зеркало

Не удержался и сделал второе зеркало, использовав другой процесс.

У меня вопрос чайника химикам: с точки зрения конечного результата отличаются ли два описанных здесь процесса?

Вначале я делал всё по второму, используя «восстанавливающий раствор». Получилось что получилось, но я рад, что что-то получилось. Теперь я сделал по первому процессу, с формалином. Получилось много круче. Хотя может быть я уже на один раз опытнее и учёл ошибки. Но есть один нюанс: со стороны стекла получилось зеркало — зеркалом. Как из магазина. А со стороны слоя серебрения вышло мутновато. Тоже зеркало, но мутновато. И вот сижу я и думаю — может в этом есть сермяжная правда, может не зря там аж целых два процесса описаны, а не один? Может для серебрения наружной поверхности только второй процесс, с восстанавливающим раствором, подходит?

Или я просто накосячил где-то?

p.s. Я приготовил слишком много раствора и не успел весь израсходовать. Похоже, что рецепт расчитан на стёкла гораздо большей площади, чем у меня. В результате одна моя колба превратилась в почти сосуд Дьюара, став изнутри зеркальной. Нас спасёт азотная кислота, да? Или покупка новой колбы?

Добавление 22/08. Нашёл про Ю. Либиха и альдегидные группы. Всё равно неясно, зачем пишут про два процесса и есть ли у одного из них преимущество при серебрении наружной поверхности.

17 Comments

  1. Формалин моментально осаждает всё серебро из раствора, при промышленном производстве это удобно. Его обычно используют, когда качество покрытия не слишком критично (чаще всего наносят основу для дальнейшей металлизации неметаллов).

    Глюкоза работает медленней. Для наращивания толстых мелкокристаллических слоёв она вроде как лучше. Да и для фотографии имхо тоже, зернистость ниже ;)
    И лучше не извращаться с сахаром (в нём примесей просто дохрена), а купить в аптеке глюкозу в таблетках или готовый раствор.

    Вообще при серебрении на качество сильно влияют два фактора – чистота реактивов (как минимум ЧДА, лучше ХЧ, вода _только_ дистиллированная) и температура (чем ниже – тем медленней и равномерней идёт осаждение).

    Серебро азоткой замечательно отмывается. Делать это лучше под вытяжкой, будет много NO2 выделяться. Причём колбу лучше сначала хорошо промыть водой, тогда после промывания азотной кислотой в ней будет почти чистый раствор нитрата серебра :)

    • Спасибо. Эх, не учёл и всё серебро вылил…

      Купил 5% раствор глюкозы — там куча дополнительных веществ: натрия хлорид, раствор хлороводородистой кислоты. Купил таблетки — может их растворять в воде? Я использую только дистиллированную.

      С глюкозой опыт показал следующее:
      1. Практически нет «хлопьев».
      2. Слой серебра очень тонкий, хотя довольно гладкий.
      3. Попытка держать раствор дольше приводит к помутнению слоя, а не его утолщению.
      Раствор: 1% нитрата серебра, 0.8% едкого кали, аммиак (не знаю сколько, добавлял по каплям).
      Восстанавливающего раствора: 50% от серебрящего. Но в инструкции сказано про 10% сахара, а в растворе глюкозы всего 5%.
      Попытка увеличить количество восстанавливающего раствора потерпела неудачу — слой серебра стал ещё тоньше.

      Кстати, а зачем в раствор добавляется едкое кали?

      • Если раствор глюкозы есть только 5% – однозначно лучше растворять таблетки. И примесь хлорид-ионов – это плохо. Они замечательно связывают серебро в нерастворимый хлорид серебра. Если концентрацию сделать побольше, будет заметно даже на глаз. Помутнение слоя – скорей всего именно по этой причине.

        Увеличивать количество раствора низкой концентрации особого смысла не имеет, по сути идёт простое разбавление. Ну и больше хлоридов -> меньше свободного серебра.

        Едкое кали – по идее для связывания нитрат-ионов. Иначе со временем раствор станет разбавленной азотной кислотой ;)
        Я не спец по химии углеводов, возможно, для реакции восстановления тут ещё и щелочная среда обязательна.

        • Хорошо, что я апреку и на таблетки обчистил. Буду растворять.

        • С чистой глюкозой получилось гораздо лучше, чем с формалином и нечистой глюкозой. Чёткий, качественный слой. Достаточно стабильный результат.

          • Чистота реактивов, однако :)

            В принципе концентрацию глюкозы можно и побольше немного сделать. Процентов до 15. Ещё можно чуть-чуть поиграться с концентрацией нитрата серебра в сторону увеличения. Ну и аммиака пропорционально больше брать. Процесс будет несколько быстрее, да и результат может оказаться лучше.

            Ещё можно снизить температуру градусов до 10-15 (водяная баня с холодной водой или типа того). Слой будет качественней.

    • Тут возникла идея.
      Можно ли пластину, покрытую йодистым серебром, проявлять обычным проявителем? Я знаю, что они бывают разные, но какие — не знаю.

      • Теоретически – работать должно. Йод ещё активней брома, так что можно попробовать любой стандартный метол-гидрохиноновый проявитель.

        • У меня лежит с бородатых времён нечто под названием «Метиловый проявитель». Вероятный состав: Метол, Сульфит натрия безводный марки А. Это оно?
          Я ещё могу после йода бромом обработать перед экспонированием.

          • Ага, оно самое.
            Бромом лучше не обрабатывать в домашних условиях, больно уж токсичная и вонючая штука. Да и смысла особого нет. Разве что в исследовательских целях…

          • А обещанное повышение в несколько раз чувствительности слоя?

          • Хм.
            Скажу так.
            С бромом надо работать примерно так же, как и со ртутью. Только ещё осторожней. Пары ртути в принципе достаточно токсичны, но лёгкие не разрушают, в отличие от паров брома. А ещё ртуть не оставляет на коже незаживающих язв. А ещё бром воняет. Даже не так. Бром ВОНЯЕТ. Bromos по-гречески – зловоние. Характерный невыветриваемый химический запах в лабораториях органики – это именно бром. Его пары пропитывают вообще всё.

            В общем, толстые резиновые перчатки и противогаз – и всё не так страшно. И лучше работать на улице.

            Всё, я предупредил, совесть спокойна :)

          • ++ Ещё естрь «Фенидон гидрохиноновый». Там есть волшебное слово «гидрохиноновый», но нет «Метол».

          • Ну тут тоже пробовать надо. Эксперименты рулят.

        • И ещё: безопасно ли использовать красный фонарь?
          Я так понимаю, что когда пластина в проявителе, я могу светить на неё красным фонарём и глазами видеть процесс проявки?

          • Вот тут ничего не могу сказать. Только пробовать.

          • Пойду пробовать. Кстати, обнаружилось, что пластины прекрасно влезают в старую камеру 9*12.