Нанимать ли молодых

Среди собственников бизнесов сформировался новый тренд: нанимать на руководящую должность молодого человека (иногда даже сразу после ВУЗа), и воспитывать его. Аргументы: он более гибкий, креативный, не зашорен, требует меньше денег. А квалификацию наберёт в процессе.

Часто это так. Но тут есть подводные камни. Собственник опять перекладывает с больной головы на здоровую. Раньше он мечтал о «суперэксперте», который придёт и за владельца всё наладит. Для этого хэдхантились за бешеные деньги спецы из крупных компаний, строились изощрённые программы удержания, опционы раздавались направо и налево. А бизнес не налаживался: у приглашённых «звёзд» были свои представления о добре и зле, не совпадающие с тем, во что верил собственник. Но попробуй переубеди «звезду»!

Есть и ещё один неприятный момент. Бурный рост «нулевых» породил целую плеяду гордых топ-менеджеров, считающих себя, а не рынок, главной причиной роста бизнеса. Они привыкли решать проблему широко, не стесняясь в размере трат. «Дайте мне сто миллионов и схантите сто лучших спецов, и я через год подниму вам продажи». К сожалению, стратегия работы на растущих рынках в корне отличается от стратегии на стагнирующих и падающих. Не все успевают это понять до банкротства. Первыми начали бить тревогу как раз владельцы — ведь именно их деньги под угрозой. А многие топы не поняли до сих пор.

Поэтому на контрасте предприниматели стали искать нетребовательную молодёжь с мозгами. 

И сделали ту же ошибку: никто за собственника не наладит бизнес. Ни умудрённый матёрый менеджер, ни активный юноша. Владелец может воспользоваться экспертной помощью — внешней или внутренней — но драйвером всех изменений должен быть именно он. Не получится нанять «чудо-менеджера» и отойти в сторонку. По крайней мере до тех пор, пока не будет выстроена система, независимая от самого владельца. Да и то вопрос, будет ли в такой системе развитие после ухода главного «двигателя» — вспомните Apple и Джобса. 

Молодой специалист на новом рабочем месте просто впитает старые, часто не лучшие практики. Откуда ему взять свежие прогрессивные модели? Ну да, он может начать пробовать что-то новое. А у вашего бизнеса хватит запаса прочности для таких смелых экспериментов? В одной компании на моей памяти сменилось три IT-отдела — владелец нанимал туда новичка, но со временем обновлённые отдел почему-то всё больше становился похож на прежний, работающий из рук вон плохо. Приходилось увольнять и нанимать по новой. На бизнесе это сказывалось плохо. 

Поэтому правильное комплексное решение — не искать счастья в возрастных или гендерных группах, не заниматься разными видами астрологии при подборе персонала, а делать следующее:

1. Владельцу чётко понять, какой бизнес он хочет. Самому, с помощью коуча, с помощью тренингов. 

2. Принять решение выстроить бизнес грамотно. Быть готовым выделять на это время и деньги. И заручиться поддержкой ядра команды. Да, да — на этом этапе часто всё и стопорится. «Постройте нам бизнес, у нас есть 100 т.р. и два месяца, мы люди занятые и нас от работы отвлекать будет нельзя. Совладелец против этой работы, но обещал не мешать» — не выйдет. Мы не мебель покупаем, а настраиваем саму суть бизнеса. Если владелец к этому не готов, если среди товарищей согласья нет — не стоит и начинать.

3. Вместе с ядром команды выстроить общую стратегию, включающую в себя видение рынка, своего места в нём и этапов продвижения от текущего состояния к желаемому. Если звать на эту работу внешних специалистов, то не надеяться, что «вот приедет суперконсультант и всё нам напишет». Нет, настоящий консультант (самореклама :) организует качественный процесс, но работать по нему придётся самим. И работать много, даже когда консультант уйдёт. 

4. На основе общей стратегии и в её поддержку сделать частные — коммерческую, маркетинговую, HR… В числе прочего, именно там и прописать, какие люди нужны бизнесу, откуда их брать, как учить и воспитывать, как оценивать и продвигать. Вот тут то и будет понятно, что делать с молодёжью, чтобы она принесла максимальную пользу. И какое место в компании будет у опытных специалистов, чью экспертизу тоже жаль терять.

 

Comments are closed.