Опасное вождение. FAQ

Всё больше разговоров про опасное вождение. По такому случаю, небольшой FAQ.

1. «Формулировки неоднозначные, есть риск вольной трактовки». Такая же ситуация в Британии, Ирландии и Канаде. Субъективность тоже вызывает вопросы, но они пришли к выводу, что выгоды для безопасности людей всё перевешивают. В UK «опасное вождение» — когда «человек ведёт себя не так, как ожидается от компетентного и осторожного водителя». Ожидается полицейским. Всё, как решит бобби «на глазок». Заметьте, здесь даже не нужен умысел — человек может вести опасно по глупости или неосторожности. 

Причём там можно попасть не только на штраф, но и присесть в тюрьму.  См. по ссылкам: 1, 2. «Как на Западе»©

 

2. «ГИБДД будут специально штрафовать». Наверняка. Так же как они специально штрафуют за превышение скорости, за алкоголь, за пешеходный переход, ремни… Давайте вообще отменим правила, ведь если их не будет, и ГИБДД не сможет ничего сделать. Вот тогда заживём. Если серьёзнее, то мухи отдельно, котлеты отдельно. Взятки — плохо, правила — хорошо. Выступайте за честность ГИБДД, а не против правил. На самом деле, реальная угроза — не взятки, а игнор, равнодушие гибддшников. Ну и «неприкасаемые», которым всё можно, потому что папа — прокурор, или есть родичи в диаспоре. Но хоть поменьше станет.

 

3. «Непонятно, что это такое: опасное вождение». Вполне понятно. Вот сайт с наглядностью. Вы с такими уродами сталкивались? Я да. Оправдывать их может только такой же шнурующий и подрезающий урод. И если хоть легальными штрафами (предпочтительней), хоть взятками их число снизится, на дорогах станет много безопаснее. 

Более обоснованное возражение здесь: отсутствие чётких методичек, вольность интерпретации в пользу геландевагенов и так далее. К сожалению, есть риск, что и этот закон станет лишь дутиком для атаки на селян и мотоциклистов, а всякие сынки будут уходить, швырнув крупную купюр гаишнику в довольную физию и надавив через папочку на прокурора. Тут мы уже подходим к тому, что элементы системы не могут работать лучше, чем вся система. А она гнилая и кривая. Но это не значит, что надо вообще отказаться от действий. Даже если закон проредит только «джигитов», на дорогах уже станет безопаснее.

Также есть некоторая вероятность, что власть поменяла неписанные правила, заключив новый социальный договор с населением. Если раньше опора была на олигархов, то сейчас всё больше признаков популистской диктатуры. Грубо говоря, Вседержащему не так нужен Алекперов, если за него Уралвагонзавод. Так это, или не так, увидим. Например, прижмут ли всерьёз гонщиков на Gelandewagen, или отпустят. ++ UPD 17/10/16. Пожурили, строго наказывать не стали. Ворон ворону глаз не выклевал. Правда гелик отжали.

 

4. «Я сам вожу много лет, и со мной ничего не было». А ещё ты пьёшь гомеопатию и тебе помогло™, и вообще ты ещё ни разу не умер, значит будешь жить вечно. Всерьёз эту глупость можно было бы не комментировать, если бы её не повторяли вроде бы умные люди. Но повторяют, и от этого выглядят глупо. Есть статистика, есть личный опыт. Статистика важнее. Тебе может пока везти, но это не значит, что ты поступаешь верно. Сколько раз я слышал от хороших людей: «Я вожу безопасно» — прямо во время «игры в шашки». Ой, подрезал слегка, извини. Ай, по обочине обгоню, мне очень надо. Нужнее всех. Помигал габаритками или обозвал козлом, едет дальше. Ну да, он пока ни в кого не врезался. Сколько врезалось из-за него, он не знает, назад не смотрит. И не хочет понимать, что такие как он и добавляют на наших дорогах специфический «русский колорит» с нервозностью и мордобоем. Вам нравится ездить на авто в Европе? Мне да. Там спокойней, вежливее. И во многом потому что там таких джигитов сильно меньше.

 

5. «У нас маленькие зарплаты, а штрафы большие». Где как и у кого как. Тут надо разделять «до обвала рубля» и «после». Большая часть ламентаций про «маленькие зарплаты» началась задолго до обвала. Средняя зарплата по России около 30 тыс. р. Сейчас это ~$460, было около $900. Но это средняя. В больнице средняя арифметическая температура с учётом морга и реанимации тоже около 36.6°. Но если мы начнём углубляться в детали… 

Медианная зарплата — 20 тыс. р. после уплаты налогов (50% зарабатывают больше этой суммы, 50% меньше). Это уже $300. Однако это всё равно в среднем. Степень неравенства доходов в России очень высокая (хоть и меньше, чем в Штатах). Если мы начнём сравнивать по странам и профессиям, если выберем для сравнения не Норвегию и Люксембург, а, скажем, Восточную Европу и Прибалтику, если посмотрим реальные вакансии, то обнаружим, что всё у нас не так плохо. Менеджер в Первопрестольной у нас получает тысяч 60, что до падения рубля было близко в $2000, а сейчас около $950 — да немаленькая часть Европы обзавидуется даже сегодня! Посмотрите по ссылкам, что в Прибалтике и Чехии, например. Конечно у нас есть много тех, кто получает меньше. Но сдаётся мне, вот эти замечательные дорогие Лексусы, эти Бэнтли с заклеенными номерами, чтобы не платить за парковку — они все принадлежат людям, которые несколько богаче среднего. Им, конечно, кажется, что денег мало, налоги и кредиты — но кого в мире удивишь налогами и кредитами? Французов? Американцев? А значит, нефиг трындеть. 

Чтобы нагляднее, вот случай, который я наблюдал на прошлой неделе на Новослободской. Джипарь припарковался на переходе. К нему подходит парень из парковочной службы, мол, нельзя. Водитель, мачо в трениках: «А мне на пять минут в Дом Быта». Парковочник очень вежливо говорит, что ему придётся выписать штраф. Гордый мачо интересуется суммой, и узнав, что речь о нескольких тысячах рублей, машет рукой — мол, ерунда, выписывайте. И идёт, оставив машину на переходе. Вы, конечно, никогда такими мудаками не бываете, хехе. Ну разве что когда «на пять минут, ну очень нужно, я быстренько» — вам то можно, тут иной случай, а вообще вы не такие! Хотя бы в своих глазах. Но штрафы хорошо бы привязать к доходу, как это сделали в Финляндии. Получив разок уведомление на десяток-другой тысяч баксов, мачо быстренько превращается в обычное чмо, и во второй раз делает два дополнительных круга по раёну, чтобы найти парковку.

Ну и для ориентира, штрафы в Италии (и на итальянском, на сайте полиции). Офисный менеджер получает в среднем $1500. Всё это он отдаст за проезд на красный свет, за одно-два превышения скорости более чем на 40 км/ч. А за пьяную езду возьмут куда больше, возможно даже посадят. Плюс штрафные баллы (и не только в Италии), плюс платная пересдача, если превысил лимит. Впервые я был в Италии в 90-е. На дорогах было ужасно. Потом приехал уже в середине «нулевых», и поразился, насколько по-европейски стали водить итальянцы: по крайней мере, в северной части и в Риме. Оказывается, и горячих итальянцев можно научить.

 

6. «Запреты не помогут, не превоспитают». Ой, сколько раз я это слышал! Всякий раз шкуматовы и ко заводят одну и ту же шарманку. И про ремни, и про курение, и про штрафы за то, что не пропустил пешехода на переходах. Меж тем, пристёгивается сейчас большинство, на переходах пропускают почти всегда (не говорите «а меня раз не пропустили» — бывает, но по сравнению в 90-ми и началом «нулевых» у нас сейчас Европа), количество курящих в неположенных местах снизилось. А уж насколько лучше стали парковаться в центре Москвы, не описать. Скрипят зубами и жалуются на неработающие паркоматы, это да. Но машины в основном стоят ровно, а не в три ряда поперёк «потому что мне ну очень надо», как ещё пару лет назад. Так что прекрасно работают и запреты и штрафы. Если их реально применять.

 

7. «Пешеходы и велосипедисты тоже нарушают». Не то слово. И их тоже нужно отлавливать и штрафовать. Закон или для всех, или это не закон. Я сам много езжу на велосипеде (а уж сколько пешеходю…), и меня не радуют думающие только о себе велосипедисты, самокатчики и пешеходы. А сейчас к ним ещё и присоединились шустряки на моноколёсах. При этом следует учитывать степень опасности, создаваемой участником движения. Да, бывают ужасные инциденты из-за пешеходов, велосипедистов и ещё больше из-за скутеристов. Но автомобиль всё-таки куда опаснее, тяжелее, и скорость развивает значимо большую. Поэтому, например, в Нидерландах преимущество у более лёгкого: водитель по-умолчанию виноват. Но велосипедисты тоже не неприкасаемые. Вот случай: 4 дня тюрьмы за негорящие габаритки. А мою знакомую в Германии на три месяца лишили водительских прав за езду на велике после бокала вина.

 

Плохое поведение велосипедистов и пешеходов не освобождает от ответственности водителей. Взятки ГИБДД не означают, что проблема отсутствует и её не надо решать. Хотите жить как в Европе? Давайте начнём с себя. ПДД написаны кровью. Я их уважаю. А вы?

 

Тюк

Comments are closed.