Как сделать саксофон тише

 Gold Sax   

Продолжение этой темы.

Человек идёт по улице и видит магазин со странным названием: «Саксофоны и пистолеты». Любопытство берёт верх, он заходит внутрь и спрашивает:
— Почему вы так называетесь?
— Понимаете, сэр, это выгодно. Как у нас кто-нибудь покупает саксофон, через пару дней прибегает его сосед — за пистолетом.

Сделать саксофон потише — задача, которая волнует многих — как играющих, так и страдающих от игры соседей. Особенно это важно для учеников, так как начинающие извлекают из трубы звуки, далёкие от того, что мы слышим на сборниках «Romantic Saxophone». Проблема, однако, в том, что просто так заткнуть раструб сакса не получится: звук идёт от всего инструмента. И весь саксофонный мир дружно обсуждает, что же всё-таки возможно сделать, чтобы не навлечь на себя кары. Сразу оговорюсь, что в большинстве случаев придётся пожертвовать качеством тона. Но для отработки аппликатур, для игры гамм (а это очень большой и не самый приятный на слух кусок практики) этим можно временно пренебречь — а тон уже делать отдельно. 

Выкладываю всё, что нашёл в форумах и что придумал сам. 

1. Трость помягче. Я видел в продаже «единички», но даже «двойка» будет уже тише, чем 3-4-5. 

Плюсы: не меняется тон. Дёшево.
Минусы: влияние на громкость незначительно. 
Цена вопроса: ~300 р.

2. Поролоновые вставки в раструб и эску. Они есть готовые в продаже, но за $25-70 + доставка, я думаю, любой способен взять кусок пористого продуваемого поролона, ножик, и вырезать сам. Как они выглядят, посмотрите здесь. Цилиндрик в подмундштучную трубу, два кружка с дырками в раструб (выше и ниже первого клапана). 

Плюсы: убираются верхние обертора, звук становится несколько тише. Дёшево.
Минусы: слегка искажается тон.
Цена вопроса: даром, если найдёте поролон и нож. И до $70, если вы ленивы и богаты.

3. Кусок ткани в подмундштучной трубе. Моя собственная придумка, позволившая радикально уменьшить громкость. Я взял полоску тонкой ткани длиной сантиметров 5 и шириной 11, свернул её в трубочку и протянул её от мундштука вниз по трубе (закрепив кончик под мундштуком, чтобы не улетело). Звук стал глуше, но настолько тише, что можно играть даже ночью. Тяжелее дуть — но это решается экспериментальным подбором такой ширины ткани, чтобы и глушило, и не мешало. К сожалению, при таком способе верхние ноты «сползают» вниз. Приходтся делать ленту короче, но тогда повышается громкость. Нужно искать компромисс между громкостью и возможностью подтянуть тональность амбошуром.

Плюсы: кардинально тише. Дёшево.
Минусы: очень искажается тон. Нужно искать возможность отдельно его отрабатывать. Немножко тяжелее дуть. Тональность «сползает» вниз — до полутона на октаву. Ткань мокнет, нужно вынимать и сушить.
Цена вопроса: бесплатно.

4. Управление амбошуром. В одном из форумов человек рассказывал, что за год научился играть тише, а через три года может играть ночью, не будя детей, которые спят в соседней комнате. У меня была схожая ситуация с флейтой — вначале я мог играть верхние (да  нижние) регистры только громко. Но за полгода научился играть почти шёпотом, при этом сохраняя тон.

Плюсы: не искажается тон, не нужно никаких дополнительных приспособлений. Дёшево.
Минусы: большое время на овладение. Причём как раз в тот период, когда нужно больше всего щадить окружающих.
Цена вопроса: сотни часов практики. Осложнение отношений с соседями.

5. Специальный бокс. Стоит долларов четыреста, глушит очень хорошо. 

Плюсы: глушит.
Минусы: не мобилен, стоит как половина неплохого саксофона. Ещё те, кто пользовались, жаловались на искажение тона — приходится потом тратить схожее время на его отработку. Но это общая проблема всех глушителей.
Цена вопроса: $350-400.

6. Саксофон размером поменьше. Сопрано будет тише, чем альт, а альт тише, чем тенор. 

Плюсы: чистый звук.
Минусы: цена. И всё равно громко. Саксофоны всё-таки создавались как мощные звучные инструменты. 
Цена вопроса: б/у — 10 т. р., и выше. Новые — от 15 тысяч и до небес.

7. Коробка, обитая упаковками для яиц. Или даже комната. Старый добрый способ сделать тише домашнюю звукостудию. 

Плюсы: глушит неплохо, по отзывам очевидцев/ухослышцев.
Минусы: не всегда можно выделить под это комнату. В коробке неудобно играть. Если сделать её открытой с одной стороны и помещать туда только инструмент, глушит хуже.
Цена вопроса: навыки строительства, комната, тонна яиц.

8. Отдельно упомяну JazzLab Saxophone Silencer. Это глушилка на мундштук, когда просто тренируешь амбошур. Навинчивается вместо саксофона. Судя по тому, что я вижу, можно и самому склепать.

Плюсы: можно брать с собой в путешествия, чтобы не прерывать практику.
Минусы: цена, если не делаешь штуку сам.
Цена вопроса: полсотни долларов.

9. Прикрепить мундштук на флейту. Это расширенная вариация предыдущего способа.

Плюсы: мобильность и тихий звук. Можно отрабатывать не только амбошур, но и аппликатуру — у флейты она похожая. Веселее не просто дуть, а играть. Экзотично.
Минусы: нужна флейта, нужно суметь соединить флейту и трубку. 
Цена вопроса: поперечные флейты на eBay продаются тысяч от трёх рублей. Более-менее съедобные, я одну такую купил — играть можно.

Разумеется, ещё есть очевидный способ: перебраться туда, где звуки никому не будут мешать. В специальный зал, в лес, в тундру. 

Также всем играющим очень рекомендую «Saxophone acoustics: an introduction» кафедры физики New South Wales University Сиднея. Это наверное самое мощное научное исследование акустики духовых и прочих: флейты, кларнета, саксофона, гитары. 

Comments are closed.