Сотовые телефоны и вождение автомобиля

С подачи [info]dikry, читаю «Невидимую гориллу». Весьма занимательная книжка о неочевидных особенностях нашего восприятия, и о наших заблуждениях в этой области. Рекомендую, несмотря на некоторую водянистость и многабукафф. Все выводы книги не умозрительны, каждый подкреплён экспериментами.

Одна из тем, внимание водителя к дороге при разговоре по телефону. Результаты экспериментов отчасти неожиданные. Вы можете говорить по телефону, прижав трубку к уху, или пользоваться гарнитурой. И в том и в другом случае вы ведёте машину нормально, на качестве обычного вождения оба варианта никак не сказываются. Что интуитивно понятно, ведь многие из нас водят машину, положив на руль только одну руку. Всё идёт хорошо, до тех пор, пока не случается что-то неожиданное. И тут говорящий по телефону любым способом, демонстрирует втрое худшие результаты, чем тот, кто не говорит.

„In their particular variant of the task, about 30 percent of the participants missed the unexpected object when they where just doing the tracking task. However, participants who performed the task while talking on a phone missed the unexpected object 90 percent of the time! Simply having a conversation on a phone tripled the chances that they would fail to see something unexpected.“

Важно: разговор, сам по себе, не влияет на качество повседневного вождения. Если человек хорошо водит, он и будет хорошо вести на рефлексах. Разговор по телефону влияет только на реакцию на неожиданность. К сожалению, именно неожиданности на дорогах и являются главным источником ДТП.

Интересно, что простой разговор с соседом по машине, вопреки очевидному предположению, практически не влиял на результаты. Из возможных объяснений: наш собеседник видит ту же дорогу, что и мы, и не удивится, если в сложных ситуациях мы делаем в разговоре паузу. А от телефонного собеседника мы такого понимания подсознательно не ждём, поэтому уделяем ему больше внимания, отрывая его от дороги. Вдобавок коммуникация по телефону обычно сложнее, нужно больше напрягаться, чтобы понять собеседника.

Что будет с вниманием, если собеседник сидит с закрытыми глазами, смотрит в заднее окно, плохо говорит на языке водителя или просто «жуёт кашу», в книге не говорится. Эти темы ещё ждут своих исследователей.

++ Переключение внимания с дороги на экран GPS, или даже повышенное внимание к голосовым подсказкам устройства, может приводить (и регулярно приводит) к не менее печальным результатам.

Comments are closed.